Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Индия в 3D

Погружение в стерео пространство

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Амритсар. Золотой храм 3D

Амритсар – город в штате Панджаб, в 20 км от границы с Пакистаном. Главная достопримечательность его – Золотой Храм, основанный последователями сравнительно молодой религии Индии – сикхизма. Гуру («Учитель») Нанак, основатель этого учения, проповедовал равенство людей перед Богом, призывал к объединению представителей разных каст и сословий. А десятый Гуру Гобинд Сингх сделал сикхизм воинствующим учением. В 1699 г он создал кхальсу – военную организацию сикхов. Это было сделано главным образом в целях борьбы с жестокими мусульманскими правителями на Севере Индии, в частности, с Аурангзебом.

Представители кхальсы должны были всегда иметь при себе 5 предметов, названия которых на языке панджаби начинаются с буквы К: длинные волосы (кеш), стальной гребень (кангха), стальной браслет на запястье правой руки (кара), кинжал (кирпан) и облегающие ногу короткие штаны (качх).

В современной Индии сикхи (само слово «сикх» означает «ученик, последователь») составляют около 3 % населения. Но в то же время сами индийцы шутят, что есть две вещи, которые встречаются во всем мире – это картошка и сардары (сикхи). Действительно, за последние годы возросло число сикхов, проживающих в США, Канаде, Великобритании и особенно Ирландии – единственной в мире стране, принимающей беженцев по религиозным убеждениям. Индийские же сикхи в основном проживают на территории штатов Панджаб и Харьяна, много их и в Дели. Основное занятие сикхов – военная служба. Почти половина высших чинов индийской армии носит сикхскую фамилию Сингх («лев»). Среди предпринимателей, бизнесменов и политиков также много сикхов. 

Читать дальше...

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

2D фото

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

3D анаглиф

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

3D стереопара

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

 

Золотой Храм в Амритсаре – святыня для всех сикхов. Его основал пятый Гуру Арджун 14 января 1589 г (эта дата высечена на мраморной табличке у входа в храмовый комплекс, а в жизнеописании Гуру Арджуна указана другая – 15 октября 1588 г). Расположен Золотой Храм в центре города и представляет собой целый комплекс сооружений, обнесенный стеной из белого мрамора. Посетить храм может любой, вне зависимости от веры и национальности.

При входе полагается снять обувь и носки, сдать их в камеру хранения и обязательно покрыть голову. Для сикхов это не проблема – свои длинные волосы они закручивают узлом на макушке, а сверху наматывают тюрбан из полосы накрахмаленной ткани длиной 6-7 метров. Женщины покрывают голову краем сари или шарфом-чунри (дупатта), который составляет неотъемлемую деталь женского костюма панджаби (длинная рубашка-платье, широкие шаровары и чунри). Если же Вы не сикх, не носите тюрбана – к Вашим услугам многочисленные лавочки, где можно купить треугольный платок с символикой Золотого Храма, а если нет такого желания (или денег) – Вас выручит чистый носовой платок. Достаточно прикрыть только макушку.

Перед входом в храмовый комплекс нужно ополоснуть  руки и ноги в теплой воде (для этого имеются многочисленные умывальники, раковины и водостоки). Затем можно пройти в ворота, спуститься по мраморной лестнице – и перед Вашими глазами встает величественный храм посреди квадратного водоема (по легенде, этот священный водоем был заложен отцом Гуру Арджуна). Золотым он назван не случайно – на две трети его купол и стены облицованы тонкими листами позолоченной меди. Но это название было дано европейцами, сами же сикхи называют его Харимандир или Дарбар Сахиб. В ясные солнечные дни он сверкает так, что глазам больно смотреть. А вечером, когда окружающие здания погружены во мрак, и только храм подсвечен прожекторами, кажется, что он парит в воздухе над водоемом.

На белом мраморе, которым облицован весь храмовый комплекс, в том числе и берег водоема, высечены имена тех, кто когда-либо вложил средства в постройку или освящение Золотого Храма. Здесь соблюдается своя иерархия – имена наиболее щедрых дарителей располагаются на стенах и колоннах, а те, кто сделал небольшое пожертвование, увековечены на полу, под ногами людей, а то и под коврами, которые покрывают берег водоема.

Войдя в главные ворота, сикхи встают на колени и касаются лбом земли, приветствуя святыню. Если Вы поступите так же, заслужите молчаливое одобрение окружающих. Но никто не заставит Вас земно кланяться против Вашего желания, достаточно просто слегка наклонить голову. Затем начинается медленный обход вокруг храма по берегу – обязательно по часовой стрелке – так обходят все индуистские и сикхские святыни. По пути можно увидеть несколько гурудвар – сикхских храмов. Собственно Золотой Храм является главной гурудварой всех сикхов.

В одной из небольших гурудвар, окружающих Золотой храм, той, что находится напротив мостика, ведущего непосредственно к главной святыне, ежедневно можно получить лангар – бесплатную горячую пищу. Это простая еда – две лепешки и похлебка из чечевицы, но ее принимают, как дар Всевышнего. Войдя в обеденный зал гурудвары, люди рассаживаются рядами на ковриках, служители разносят им посуду – металлические тарелки и стаканы с водой, а затем и еду. Лепешки-роти полагается принимать двумя руками, как священное подношение. Что же касается воды для питья – если Вы не уверены в ее чистоте, лучше не пейте. Не бойтесь – этим Вы никого не обидите. Лангар – не милостыня, а Божий дар, и есть его приходят как почтенные бизнесмены, так и мелкие торговцы, и даже бездомные. Нет никаких ограничений, кто с кем садится. Все равны перед Всевышним и перед его милостью.

Если Вы поели и чувствуете, что насытились – переверните свою тарелку вверх дном. А если на ней что-то осталось, просто прикройте руками. А то получите добавки – такую же большую по размерам порцию похлебки, как и первая. Еда очень сытная, несмотря на простоту, ибо готовится на чистом топленом масле. Но и очень острая, поэтому на одну порцию похлебки Вы можете попросить еще несколько лепешек – они пресные, и с ними острая пища пойдет гораздо легче. Такая трапеза занимает обычно минут 15-20, после чего насытившиеся прихожане покидают гурудвару, на их место приходят следующие.

Но вот и вход в Золотой Храм. У входа полагается купить прасад – священное подношение. Обычно это сладости на молоке или кусочки тростникового сахара. В гурудваре прасадом является халва из манной крупы с изюмом или орехами. В зависимости от данной Вами суммы - минимум 11 рупий, максимум 101 (заметим что индийцы не любят круглых чисел, поэтому предпочитают давать не 10, а 11 рупий, не 20, а 21, и т.д.) – Вы получите прасад либо в мисочке из пальмовых листьев, либо на металлическом подносе. Халва теплая, свежеприготовленная. Но есть, и даже пробовать ее сейчас нельзя – внутри храма ее должны освятить, после чего отдадут Вам обратно. Тогда и можно будет угоститься.

Ворота, ведущие на мост, и сам мост поделены на три части – две для входящих в храм и одна для выходящих. Части для входящих поделены поперек шлагбаумами, которые поднимают и опускают вручную рослые сикхи в синих тюрбанах – охрана храма. Это делается, чтобы избежать давки, особенно в дни сикхских праздников. Людей пропускают за шлагбаум группами по 40-50 человек. У самого порога храма нужно быть очень осторожными – все стремятся, наклонившись, а то и встав на колени, коснуться его порога ладонями или лбом. Лучше сделать это вместе со всеми – опять же удостоитесь одобрения окружающих и избежите опасности быть сбитым с ног.

Внутри храма на возвышении лежит священная книга сикхов «Ади-Грантх». В ней содержатся сочинения всех десяти сикхских Гуру. Таким образом, «Ади-Грантх» представляет собой средоточие их учения и всей божественной мудрости, главный объект почитания у сикхов. Основной текст этого священного писания был составлен и записан пятым сикхским Гуру Арджуном и его учениками около 1604 г и впоследствии дополнялся сочинениями других Гуру. Десятый Гуру Гобинд Сингх в 1708 г отменил институт Гуру, придав этот статус «Ади-Грантху». С тех пор «Ади-Грантх» - Вечный Гуру сикхов. В этом писании собрано более 6 тысяч стихов-гимнов. Они расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как предназначены для чтения нараспев или для пения.

Гимны «Ади-Грантх» начинают звучать в Золотом Храме с 5 часов утра и затихают лишь в 9 вечера. Под аккомпанемент табла и гармониума два служителя поют гимны, которые разносятся мощными динамиками по всему комплексу храма. Исполнив определенное количество строф, они уступают место другим, и так в течение всего дня. Так же в течение дня меняются служители, обмахивающие опахалом священный «Ади-Грантх». В Золотом Храме хранится его оригинал, а в остальных гурудварах – копии или репринтные издания.

Стены Золотого Храма изнутри богато украшены чеканкой по золоту и вкраплениями цветной эмали. На первом этаже, вокруг возвышения, на котором лежит «Ади-Грантх», не остается времени рассмотреть все это великолепие, так как поток желающих поклониться святыне не иссякает. Но никто не мешает подняться на второй этаж и почувствовать атмосферу почти домашнего уюта. Здесь такие же богато украшенные сверкающие стены и резные арки, но уют придают коврики на полу, небольшие шкафчики, откуда каждый может взять маленький экземпляр «Ади-Грантх» и уединиться в оконной нише или просто в уголке коридора.

Люди приходят сюда семьями, помолиться или просто тихо посидеть, послушать песнопения, поразмышлять. Странно, но насколько многолюдно на первом этаже, настолько почему-то свободно на втором. Но нельзя сказать, что здесь совершенно безлюдно – все ниши и большая часть коридора заняты молящимися. Из окон во все стороны открывается вид на водоем и другие здания храмового комплекса. Можно также подняться на крышу и подойти к позолоченной колонне, на которой водружен флаг шафранного цвета. Здесь можно увидеть, как служители начищают до блеска купол и ограду.

Спустившись вниз и освятив купленный заранее прасад, Вы можете посидеть у водоема и отведать, наконец, вкусной халвы. В водоеме плавают сомы длиной не менее метра. Они ждут, что их угостят прасадом, но служители почему-то не разрешают их кормить. Тем не менее, на пути к выходу Вы увидите сопровождающих Вас сомов, плывущих вдоль бортика, как атомные подводные лодки…

Кроме большого храма комплекс включает в себя так называемый Акал Тахт («Трон бессмертных»). Это место для решения светских дел общины, своего рода соборное место. По традиции, на ночь туда помещают «Ади-Грантх», чтобы утром торжественно перенести обратно в Золотой Храм. Есть еще несколько смотровых башен, поднявшись на которые, можно увидеть почти весь город. Одна или две из них полуразрушены. Это память об антитеррористической операции 1984 г , когда Золотой Храм превратили в свой штаб и склад оружия сепаратисты, сторонники идеи создания на территории Панджаба независимого сикхского государства Халистан.

Тогдашний Премьер-министр Индии Индира Ганди отдала приказ армии штурмовать храмовый комплекс на танках. Многие не одобряли такого шага, но тем не менее приказ был выполнен, большинство экстремистских главарей уничтожено, но и храм сильно пострадал. Спустя несколько лет он был восстановлен, но полуразрушенные башни остались, как напоминание о борьбе с террором…

Здесь же находится что-то вроде музея, где хранятся реликвии сикхов, например, оружие Гуру Гобинда Сингха, списки рукописей «Ади-Грантх», а также картины, изображающие борьбу сикхов с мусульманами.

Под вечер, когда в храмовом комплексе становится меньше народу, начинают постепенно зажигаться прожектора подсветки. Темнота сгущается, свет прожекторов становится ярче, и Храм выступает из мрака, сверкая золотом своего купола и стен, прекрасный, как сказочный дворец

© Юлия Бещук 

 

   Поделитесь с друзьями

 

 

Copyright © 2016 Sergey Loza. All Rights Reserved.