Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Индия в 3D

Погружение в стерео пространство

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Маммалапурам 3D

Маммалапурам (Махабалипурам) - небольшой посёлок на берегу Бенгальского залива в 55-ти километрах к югу от Мадраса - известен всему миру своими памятни­ками архитектуры и скульптуры.

В самом начале нашей эры Махабалипурам упоминают в своих сочине­ниях греческие мореходы, о нём знал Птолемей. В древности это был доста­точно крупный порт.

Архитектурный облик Махабалипурама стал складываться во времена правления Нарасимхавармана I(640-674).который носил прозвище Махамалла, что отразилось в старом названии города Махаллапурам.

На крайнем юге Индии, богатом лесами, каменное зодчество нача­лось только в VII веке. Строители, по-видимому, совершенно сознательно воссоздавали привычные для деревянного зодчества формы. Вот почему и пещерные храмы и храмы, высеченные из отдельно стоящих скал и валунов, напоминают по исполнению деревянные.

 Читать дальше >>>

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

2D фото

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

3D анаглиф

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

3D стереопара

 

2D фото    3D анаглиф    3D стереопара   Живые заметки

 

Пещерные храмы представляют из себя очень скромные по размерам, углублённые в монолите скалы лоджии или террасы с выходящими на фасад столбами. В них высечены скульптурные композиции, связанные с жизнью ин­дуистских богов. Подобные храмы определили направление, известное нам как стиль Паллавов, которое имело очень большое влияние на храмовую архи­тектуру юго-восточной Азии и острова Явы(а также Бали).

На территории посёлка сохранилось 17 небольших храмов, которые высечены из огромных валунов. Их характерная черта - коническая форма со­оружений, обильно украшенных скульптурами и барельефами.

Неподалеку от пещерных храмов возвышается огромная скульптурная композиция "Нисхождение Ганга". Она состоит из 400 фигур богов, мифичес­ких героев, людей и животных и воспроизводит эпизод этого мифа: священ­ный Ганг дарит свои воды людям, а они, исполненные благодарности, совер­шают ритуал поклонения реке. В центре барельефа в расщелине скалы раньше проникала вода, поступающая из резервуара на  вершине холма; здесь же бассейн, в котором стоят сами монолиты. Высота композиции около 30 футов, а ширина  свыше 80 футов.

А на самом берегу Бенгальского залива возвышается знаменитый храм Шивы-Яласана. Он сравнительно небольшой, но поражает изяществом скуль­птур и барельефов. Вокруг храма на невысокой ограде размещаются небольшие каменные фигурки спутника Шивы-быка Нанди. В древности храм являлся надеж­ным ориентиром для мореплавателей: ночью на ступенях храма разводили кос­тёр.

Этот храм один из семи храмов, когда-то стоявших на берегу океана, О прежнем облике Махабалипурама можно догадываться с большим трудом. Чтобы сохранить последний храм берег океана недавно укрепляли камнями, это позво­лило любоваться храмом ещё ни одно столетие.

История каменной архитектуры Южной Индии начинается на песчаных пляжах Махабалипурама, распространившись далее, чтобы достичь новых высот в Канчипураме, Танджавуре и Мадураи. Местоположение очень удачно: непосредственно вблизи города Мадраса посреди склонившихся пальм и деревьев казуарина на длинном побережье, омываемом Бенгальским Заливом.

Вдоль обнажившихся отвалов горной породы неподалеку от моря стоят монументальные храмы, высеченные из камня, святилища и самый большой в мире скульптурный панорамный рельеф. Все свидетельствует о том, что Махабалипурам был портом еще в древние времена эпохи Птолемея.

Он приобрел такую важность и размеры, что к 7-8 векам правители этого региона, Паллавы, развернули здесь широкомасштабное строительство храмов. Великий правитель Паллавов, Мамалла дал имя этому историческому месту и назвал его Мамаллапурам (город Мамаллы, который превратился в Махабалипурам). Уникально само прибрежное окружение, где памятники расположены с севера на юг внутри и за пределами развалов, параллельно морю.

Храмовый архитектурный комплекс Махабалипурам состоит из: Прибрежного храма, комплекса пещерных храмов, пяти скальных храмов-ратх, а также восхитительного наскального рельефа «Нисхождение Ганга».

Рельеф «Нисхождение Ганга»

Иногда называемый «Наказанием Арджуны», этот огромный рельеф (29 м на 13 м) вырезан на двух больших каменных глыбах. Расщелина в скале позволяла дождевой воде низвергаться каскадом между двумя глыбами, подобно нисхождению могучей реки Ганги. Эта расщелина является центром всей композиции, и каждая фигура стремится по направлению к ней. В реке находятся водяные змеиные божества, Нага Раджа и его жена, и люди, молящиеся и купающиеся у ее берегов.

По мере скопления вода образует пруд, который возможно украшали настоящие цветы лотоса, рыбы и лягушки, чтобы внести больше реализма в рельеф. По обеим сторонам нисходящих вод был вырезан фриз. Небо вверху усеяно летящими фигурами богов и гандхарвов, празднующих приход на землю этой небесной реки.

Согласно мифологии, мудрец Бхагиратх попросил могучую Гангу (реку, видимую на небесах как Млечный Путь) спуститься на землю, чтобы смыть грехи умерших и прах тысяч своих родственников. В левом верхнем углу можно видеть Бхагиратху, стоящего в йогической позе, медитирующего и воплощающего (своей костлявой фигурой) усердный тапас, чтобы умилостивить речную богиню. Шиву попросили принять всю тяжесть могучей реки на свою голову, так как никто более был не в состоянии выдержать подобную ношу. Он изображен стоящим рядом с Бхагиратхой, предлагая свою помощь, сопровождаемый ганами, своими последователями.

Когда река низвергается, вся природа реагирует на ее животворное присутствие и дух очищения. Животные, львы, кроткий олень и восторженная семья слонов с детенышами (справа) подходят к реке, чтобы выразить свое почтение. Оттенок юмора, так характерный для индийского искусства, представлен здесь в виде кошки, подражающей тапасу Бхагиратхи, медитирующей, стоя на одной ноге. Пока кошка вступает на путь духовности, маленькие мыши весело наслаждаются покоем. На глыбе рельефа справа помещено знаменитое изображение сидящей семьи обезьян, занятых чисткой друг друга и игрой с детенышем.

Далее к югу находится открытый мандап, о котором говорится, что он достроен в период Виджаянагара для защиты огромного барельефа с задней стороны. Здесь Кришна, божественный пастух, дает своему скоту укрытие под холмом (который поднимает на кончике своего пальца) от непогоды, вызванной завистью Индры, царя небес.

Пещерные храмы

Пещерные храмы Махабалипурама также посвящены богу Шиве. Размеры пещерных храмов не превышают 8 м в ширину и в глубину. Они считаются типичными для Индии архитектурными сооружениями подобного рода и представляют собой вырубленные в скале маленькие залы с колонным портиком в форме веранды, тщательно обработанным и богато украшенным резьбой и скульптурой. Колонны украшают скульптуры в виде сидящих львов.

Главными элементами этих святилищ являются ниши с большими многофигурными рельефами на темы брахманской мифологии. Среди пещерных храмов выделяется так называемая пещера братьев Пандавов («Панча-Пандава-мандапа») с большим рельефом, изображающим бога Кришну, а также храм Тримурти с посвященными Шиве фигурами. Один из самых ранних пещерных храмов носит название Кришна Мантапарам. Его рельефы рассказывают о том, как Кришна поднял гору Говардхана, чтобы защититься от бога дождя Варуны.

Панча Ратхас

Маленькие храмы-ратхи названы по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхармараджа-ратха, Бхима-ратха, Сахадева-ратха и Ганеша-ратха, посвященная слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены из монолитных скал с тщательностью, характерной для скульптурных произведений. Высота самой большой из них не превышает 14 м. Внутреннее помещение в них в большинстве случаев отсутствует.

Все пять ратх отличаются друг от друга, и в облике каждой ратхи запечатлен один из типов индийских храмов, существовавших в то время. Таким образом, ратхи Махабалипурама представляют собой как бы мини-энциклопедию индийского зодчества.

Самая маленькая ратха - Арджуна-ратха - представляет собой массивное квадратное здание с завершением в виде скошенного с четырех сторон купола. Его иногда называют еще «жилищем аскета».

Бхима-ратха - ярусное сооружение с бочкообразным сводом, прямоугольное в плане, опоясанное колоннадой.

Похоже выглядит и Сахадева-ратха, но она имеет множество уменьшающихся друг за другом ярусов, имитирующих этажи.

Дхармараджа-ратха - самая большая, квадратная в плане, завершается высокой пирамидальной надстройкой. Все это очень напоминает просто модели «настоящих» индийских храмов из разных областей, но тем не менее ратхи Махабалипурама имеют самостоятельное значение и являются настоящими сокровищницами архитектуры и декоративного искусства. Иногда ратхи Махабалипурама сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К пяти ратхам примыкают высеченные из скалы громадные фигуры священных животных, связанных с культом бога Шивы: слона, льва, быка Нанди.

Ганеша-ратха - состоит из прямоугольного святилища и веранды. В основания колонн высечены сидящие львы. Изображение бога Ганеши в святилище датируется XX в. Первоначально этот двухэтажный монолитный храм был посвящен богу Шиве.

Прибрежный храм

На северо-восток от Ратх и к востоку от великого барельефа Низвержения Ганги находится Прибрежный Храм. Это храмовое сооружение, построенное из каменных блоков, в отличие вырезанных из камня Ратх. Храм был построен настолько близко к берегу, что имеет вход сзади, т.е. с запада. Святилище, возможно, было построено в период царствования правителя Паллавов Раджасимхи (король-лев) и видимо, поэтому он (и вся архитектура Паллавов) изобилует изображениями геральдических львов с оскаленными мордами у основания колонн.

Храм имеет сложную стену с очаровательным рядом сидящих Нанди, так как этот памятник принадлежит Шиве. Вообще, храм имеет несколько святилищ. В первом находится фигура лежащего Вишну в гарбха грихе. Основной алтарь можно увидеть, идя по проходу к востоку (правильное направление), где находятся гарбха гриха с лингой, который каждое утро освещается восходящим солнцем.

Прибрежный храм в Махабалипураме является центром святилища. Он представляет собой высокую башню-шикхару пирамидальной формы, стоящую на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Далеко видная с моря, она еще в VII веке была оснащена навигационными огнями, помогавшими рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море.

Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают священные быки Нанди. Много скульптур снаружи и внутри храма погибло, и причиной тому — морской климат.

   Поделитесь с друзьями

 

 

Copyright © 2016 Sergey Loza. All Rights Reserved.