Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Индия в 3D

Погружение в стерео пространство

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Индийская свадьба

В жизни каждого индийца свадьба - событие очень важное. Можно сказать, что к нему готовятся долгие годы. С рождением ребенка в семье поднимается вопрос о его будущем. Традиционно женихов и невест для своих детей выбирают родители. Во многих деревнях до сих пор существуют детские и подростковые браки, хотя они запрещены законом. Помолвка, а иногда и бракосочетание происходит, когда невеста и жених еще лежат в колыбелях. До достижения ими реального брачного возраста они живут каждый у себя дома. Обычно настоящую пышную свадьбу в таких случаях играют, когда невеста достигнет половой зрелости, в возрасте 11-13 лет.

Древние обычаи предписывали отцу выдать дочь замуж до наступления у нее первых месячных, ибо каждый цикл - это неродившиеся дети, и виноват в том, что они не появились на свет, отец, не выдавший вовремя дочь замуж. Стало быть, ему зачтется это в следующих рождениях. Существовала также проблема выбора жениха только из своего сословия, своей касты. Если же поблизости не оказывалось подходящей кандидатуры, а возраст "поджимал", девушку предлагалось выдать замуж за... дерево или животное (например, буйвола). Если же впоследствии на горизонте появлялся подходящий жених, такой "брак" считался временным и аннулировался. Девушка становилась настоящей женой.

Девочку в индийской семье учат, что она должна любить и почитать будущего мужа, как божество. В пример приводятся героини мифов и эпосов: Сита, последовавшая за Рамой в изгнание, Савитри, которая не побоялась самого Бога смерти Ямараджа и спасла жизнь своего мужа Сатьявана. Мальчика же приучают любить и беречь свою жену, мать будущих детей. Поэтому ничего ужасного в том, что спутника жизни выберут отец и мать, дети не видят. "А как же любовь?" - спросит кто-то. Сами индийцы, если спросишь их об этом, ответят: "В Европе сначала любят, а потом женятся, а в Индии сначала женятся, а потом любят".

Раньше свадьба, на которой жених и невеста впервые видели друг друга, была нормой. Существовал даже момент в сложном свадебном обряде, который назывался "Благоприятный взгляд" - с головы невесты поднимали покрывало, и молодые смотрели друг на друга. В настоящее время жених и невеста знакомятся заочно, по фотографии, а потом и встречаются (но обязательно под присмотром кого-то из старших родственников). Поэтому "Благоприятный взгляд" теперь - лишь формальная часть брачного ритуала.

В семьях так называемого "среднего класса" (городская интеллигенция, госслужащие) принято искать женихов и невест в своем кругу - не выше и не ниже. Обычно это семьи друзей и знакомых, редко - дальних родственников. Хотя в последние несколько лет у молодых появилась возможность самим сделать выбор. Теперь юноша может привести свою избранницу в дом, познакомить с родителями, и если она им понравится, они выходят на контакт с ее родными, и если и на этом этапе события развиваются благоприятно, то свадьбе быть. Внешне все, как полагается: родители договариваются о браке своих детей, но подталкивают их к этому сами дети - продукт новой эпохи.

В некоторых семьях о таком повороте событий предпочитают умолчать, другие, наоборот, гордятся, что их сын или дочь сами нашли свое счастье. Девушки, которые приводят в дом возлюбленного и знакомят его с родителями, ссылаются все на тех же эпических героинь - Ситу, Савитри, Драупади и других. Существовал обычай "сваямвара", практиковавшийся среди знатных семейств того далекого времени - невеста сама выбирала будущего мужа на состязании женихов. Кандидаты демонстрировали свое умение стрелять из лука, сражаться на палицах и управлять колесницами. Этот прообраз средневековых рыцарских турниров был довольно распространенной формой создания семьи в древней Индии. Наиболее известная эпическая сваямвара - эпизод из "Рамаяны". По условиям состязания, жених должен был поднять огромный и тяжелый лук Бога Шивы, и натянуть тетиву. Никто, кроме царевича Рамы, седьмого земного воплощения Бога Вишну, не смог этого сделать. Рама же не только с легкостью поднял лук, но и натянул тетиву так, что лук сломался пополам. Прекрасная дочь царя Джанаки Сита избрала Раму своим мужем и повелителем...

Можно сказать, что в настоящее время в Индии существуют три формы брака: "Arranged marriage" (брак, устроенный родителями молодых - наиболее распространенный вариант), "Love marriage" (брак по любви - встречается преимущественно в индийских мелодраматических фильмах, но редко в реальной жизни, и в этом случае, как правило, один из супругов иностранец, чаще всего жена) и "Arranged love marriage" (брак по любви с "подталкиванием" родителей к переговорам с соблюдением всех традиций - пока еще встречается нечасто, в основном в прогрессивных семьях среднего класса). Такой способ, как поиск "второй половинки" при помощи интернета, брачных объявлений и брачных агенств, существует в Индии около 25-30 лет - ничто по сравнению с вековыми традициями. Но объявления подают не сами соискатели, а их родители.

Если просмотреть наугад десяток объявлений, можно заметить, что от потенциального жениха требуется образование, профессия, наличие хорошо оплачиваемой должности. Внешность значения не имеет. Невеста же должна быть красивой, светлокожей (смуглянки "не котируются", но понятие светлокожести в разных регионах Индии свое - девушка со светлой для Юга Индии кожей на Севере будет считаться "чернушкой"), уметь хорошо готовить и желательно иметь образование. Пусть после свадьбы она станет домохозяйкой, но ее диплом может быть предметом гордости мужа и родных.

Подготовка к свадьбе - дело хлопотное и долгое. Сначала надо найти кандидата на роль супруга, встретиться с его семьей, при взаимном согласии обменяться фотографиями жениха и невесты. Кстати, если на этом этапе "переговоров" одной из сторон не понравилась другая, семьи расходятся мирно. К сожалению, в большинстве случаев последнее слово остается за семьей жениха, и если сватам не понравилась семья невесты или сама она, дальнейших разговоров просто не ведут.

Но современная жизнь диктует свои условия, и все чаще будущим молодоженам дается возможность познакомиться и пообщаться друг с другом, и даже высказать родным свое мнение о будущем браке. На это тоже уходит немало времени. Обязательный пункт - сопоставление гороскопов жениха и невесты. Иногда свадьба может расстроиться на этом этапе из-за их несовпадения.К гороскопам индийцы относятся трепетно, у каждого в семье есть личный гороскоп, составленный при рождении семейным пандитом (священнослужителем) и дополняемый в течение жизни...

Когда же согласие сторон достигнуто, переходят к обсуждению деталей помолвки и собственно свадебного обряда. Момент того и другого также вычисляется пандитом, и церемония должна начаться минута в минуту согласно этим вычислениям, в любое время суток. Помолвка - европейский обычай, пустивший корни в Индии и замечательно в ней прижившийся. Во время помолвки жених и невеста обмениваются кольцами, мать жениха благословляет невесту, мать невесты - жениха. Обе стороны обмениваются подарками. Невесте дарят сари, жениху - материал на костюм. На помолвку приглашаются только члены обеих семей и ближайшие друзья. Только в очень богатых семьях этот обряд превращается в пышное шоу с множеством гостей. Разорванная помолвка - редчайший случай, но если уж это произошло, семья невесты навек опозорена, и бедную девушку никто не возьмет в жены.

От помолвки до свадьбы проходит определенный срок, согласно гороскопу. Это может быть и месяц, и полгода, но не больше. Существуют месяцы, неблагоприятные для свадеб - это жаркое время с конца апреля по июнь и период муссона (сезона дождей) - июль-август. По осени начинается сезон свадеб, который длится до весны. В это время астрологи высчитывают благоприятные для всех дни, и тогда происходят забавные ситуации – 6 февраля 1998 года в Хайдарабаде (штат Андхра-Прадеш) одновременно состоялось 10 тысяч свадеб! На каждом втором доме можно было увидеть надписи из цветов «Ашок женится на Парвати», «Смита выходит замуж за Дипака» и им подобные. Местные газеты писали, что с трудом удалось обеспечить необходимое количество белых коней и лимузинов того же цвета для соблюдения всех обрядов, оркестры были нарасхват, да и у жрецов было немало работы…

Предсвадебные хлопоты включают в себя массу больших и маленьких дел - нужно заказывать одежду и украшения, составлять списки гостей, печатать приглашения, определяться с местом проведения церемонии. В отличие от помолвки свадьба - мероприятие многолюдное. Приглашаются все родственники, ближние и дальние, друзья, соседи... "Средняя скромная свадьба" по-индийски - тысячи полторы гостей. Ни один дом не вместит подобного количества, поэтому берется в аренду участок земли, на котором сооружают временный навес, пышно украшают его, расставляют стулья - словом, делают все для удобства и комфорта героев торжества и их гостей.

В большинстве случаев расходы несет на себе семья невесты, реже они делятся пополам. Обычай давать за невестой приданое запрещен законом, но ни один закон не запретит родителям невесты делать дорогие подарки жениху, которые и могут расцениваться в качестве приданого. Семья жениха в свою очередь заказывает одежду (сари, шальвар-камиз или костюм леханга-чоли - длинная юбка, блузка и расшитое золотом покрывало.

Свадебный наряд невесты должен быть красного или розового цвета (индийские мусульмане отдают предпочтение зеленому), ибо привычный для европейцев белый на Востоке цвет траура) и комплект золотых свадебных украшений для невесты. Он включает в себя головные украшения, браслеты для рук и ног, серьги, ожерелья, натх (украшение для носа) иногда - золотой пояс. Форма украшений варьируется в зависимости от региона.

В южных штатах Тамилнаду, Керала и Андхра-Прадеш головной убор невесты напоминает убор храмовой танцовщицы - круглые розетки по обе стороны пробора, символизирующие Солнце и Луну, и широкий обруч на лбу. Все это инкрустировано полудрагоценными и драгоценными камнями - гранатом, изумрудом, жемчугом. Бенгальский убор молодых дополняют короны из белой сердцевины тростника - кажется, что они сделаны из белого кружева, так легки и ажурны. С запястий панджабской невесты свисают многоэтажные круглые розетки на цепочках, золотые или из позолоченного серебра...

Жених одет чаще всего в белое или кремового цвета шервани – сюртук с воротником-стойкой и такие же брюки. На голове – тюрбан, цвет и фасон которого зависят от района страны. Самые длинные и пышные тюрбаны носят в Раджастхане и Панджабе, а жители южных штатов могут обойтись и без них. В процессе свадебных церемоний к наряду жениха добавляется длинный шарф, к которому потом привяжут край покрывала невесты.

Приглашения на свадьбу рассылаются заранее. Их заказывают в типографиях, которые специализируются на изготовлении именно свадебных приглашений и обладают набором необходимых символов. Бумага выбирается наилучшего качества, обычно с рисунками в виде водяных знаков, изображающими знаки счастья и благополучия или же имена молодой пары. В верхней части приглашения или на его обложке обычно рисуют Ганешу – Божество с головой слона, способствующее устранению препятствий и удачному началу новой жизни. А так как свадьба означает перемену привычного уклада, благословение Ганеши наиболее уместно. В приглашении указывают имена брачующихся, дату и время церемонии, место, где она будет проходить. Нарядно оформленные приглашения упаковываются в конверт и рассылаются всем, кого хотят видеть на свадьбе.

Но вот приглашения разосланы, зал для церемонии снят, украшения и наряды заказаны. Наступает день, самый важный как для молодых, так и для всех их близких. Накануне в семьях жениха и невесты совершается обряд «халди». Родственники, начиная с матери, натирают лицо, руки и ноги будущих молодоженов пастой куркумы (халди) – приправы желтого цвета. Считается, что халди очищает и осветляет кожу, а также отводит дурной глаз. Таким образом, жених и невеста готовятся предстать друг перед другом в самом привлекательном виде. Часто обряд «халди» собирает в доме жениха его друзей, а невесты – подруг, и превращается в своего рода «мальчишник» или «девичник». Звучат шутки, напутствия молодым, песни.

Собственно день свадьбы расписан по минутам, согласно гороскопу, составляемому специально для этого. Утром в доме жениха его отец и все родственники по отцовской линии проводят обряд наматывания тюрбана. Это в большей степени характерно для Северной и Центральной Индии. Жениху дарят деньги (иногда их заворачивают прямо в складки материи) и угощают его сладостями. А невесте тем временем делают сложную прическу, украшенную цветами и одевают в свадебный наряд. Накануне, вместе с обрядом «халди» ей сделали мехнди – разрисовали ладони и ступни ног узором из пасты хны.

Где бы ни проходила церемония, сначала свадебная процессия – «барат» - направляется от дома жениха к дому невесты. По традиции, жених едет на белом коне, а впереди него сидит мальчик – младший брат или любой ближайший младший родственник. Это отголосок древнего обычая, согласно которому в случае смерти мужа его младший брат брал на себя заботы о его вдове. Сейчас исполнение этого обычая можно встретить в основном в деревнях, где традиции незыблемы на протяжении многих веков.

Лицо жениха закрыто сехрой – тонкой цветочной гирляндой, которая крепится к головному убору. Его сопровождают родственники, друзья и обязательно оркестр, наигрывающий свадебные мелодии из популярных кинофильмов. В темное время суток в процессии также участвуют носильщики ламп. Многоэтажные светильники на их головах покачиваются в такт музыке. Белый конь (роль которого в больших городах все чаще исполняет автомобиль, украшенный цветами) медленно продвигается вперед, участники процессии танцуют под музыку… Вот и дом невесты. Если церемония проходит прямо там, невеста уже ждет на помосте под навесом, сидя в роскошном кресле, обитом бархатом. Но если предстоит переместиться на арендованный заранее участок (не всегда находящийся рядом с домом), то жениха встречают только родители и ближайшие родственники невесты, а поедут молодые порознь и увидят друг друга лишь во время церемонии.

Нет существенной разницы, кто раньше окажется в кресле на помосте – жених или невеста. Но если жених уже сидит «на троне», то появление невесты обставляется самым торжественным образом – ее ведут мать и две-три подруги, глаза молодой опущены (иногда и лицо закрыто покрывалом). Когда она садится рядом с женихом, друзья и родственники окружают их плотным кольцом.

Современность вносит коррективы в древние обряды, и фотографирование с женихом и невестой стало неотъемлемой частью церемонии, впрочем как и видеосъемка. Производство свадебных фильмов поставлено на поток, по заказу вам изготовят целый сериал с монтажом и спецэффектами, не хуже, чем на любой бомбейской киностудии...

Тем временем наступает время для «Джаймала» - обмена гирляндами. Этот обычай восходит к «Рамаяне», с той разницей, что в древнем эпосе только Сита обвила шею Рамы «Джаймалой» («Гирляндой победы»), а в свадебном обряде это делают и жених, и невеста. По знаку брахмана они встают, им подают заранее приготовленные гирлянды из жасмина, роз и настурций. Сначала невеста, потом жених надевают друг другу на шею гирлянды (кстати, достаточно тяжелые) и снова на несколько минут замирают в этих позах, позируя фотографам и операторам.

Обычно между обрядом «Джаймала» и собственно свадебной церемонией проходит достаточное количество времени, чтобы гости могли отведать угощения и пообщаться. Как правило, на многолюдных свадьбах гости собираются небольшими группами, так как далеко не все друг друга знают. Но свадьба – это и повод для встречи дальних родственников, и возможность присмотреть среди гостей (знакомых, естественно) жениха или невесту для дочери или сына. Пока почтенные отцы и матери семейств ведут неспешные беседы, молодежь окружает жениха и невесту. Накануне оба должны были поститься и теперь могут поесть. В некоторых случаях молодые могут покормить друг друга сразу после обмена гирляндами, но чаще это делают их матери – ведь еще не было церемонии «Агнисакши» - обхода вокруг священного огня. То есть молодые еще не муж и жена. Однако, им ничто не мешает веселиться вместе со всеми, отвечать на шутки и позировать перед объективами.

Наконец наступает момент «Агнисакши». Согласно вычислениям астрологов, он может прийтись и на раннее утро, и на самую глухую ночную пору. Свадьба, на которой нам довелось присутствовать в Джодхпуре (штат Раджастхан) началась около восьми часов вечера (с выхода процессии из дома жениха), обмен гирляндами состоялся в начале десятого, а собственно церемония «Агнисакши» была назначена на половину первого ночи. В этом обряде принимает участие гораздо меньше народу, чем в процессии и «Джаймале». Священнослужители на заранее приготовленном месте разводят костер из строго определенных пород дерева, куда родители жениха льют топленое масло, а родители невесты бросают зерна риса и проса. Молодых усаживают напротив, начинается чтение мантр из «Ригведы» - едва ли не древнейших молитв на Земле. И тут же – вспышки фотоаппаратов, «Нескафе» в пластиковых стаканчиках (ночь выдалась холодная, как бывает зимой в Раджастхане), который все пьют прямо во время церемонии, даже жрецы, которые по очереди читают мантры. И снова льется масло, разгорается огонь, звучат строки на санскрите. Пандит связывает край покрывала невесты и шарфа жениха. Молодые встают, чтобы семь раз обойти вокруг огня. Но после каждого круга они останавливаются и принимают благословения от родителей и других родственников. Невесте дарят сари и шали, надевают серебряные кольца на пальцы ног.

Когда молодые садятся, происходит обряд окрашивания пробора невесты синдуром – красным порошком. Во время церемонии это делает жених (иногда это часть ритуала «Благоприятный взгляд» - жених поднимает покрывало с головы невесты), а в дальнейшем женщина сама окрашивает себе пробор – ежедневно, ибо это символ ее замужества. Теперь молодые стали мужем и женой. Но это еще не все – пока происходят все обряды, подруги невесты крадут обувь жениха! Проделать это нетрудно, ибо во время свадебной церемонии все босиком. И теперь жених должен заплатить выкуп за свои ботинки или одарить подарками девушек. Этот шуточный обычай возник совсем недавно, но прижился, особенно в городской среде. Конечно же, жениху не хочется платить, он посылает друзей на поиски обуви, но девушки не так-то просты. И приходится молодожену расстаться с денежками – это обычно символическая сумма, после вручения которой ботинки возвращаются владельцу…

Так, с небольшими изменениями в зависимости от региона, сословия и финансовых возможностей семей происходят свадебные церемонии у индуистов. Внешнюю обрядовость позаимствовали индийские мусульмане, да и сикхские свадьбы проходят по тем же канонам. Главное на любой свадьбе – много музыки, веселья, вкусной еды (но ни капли спиртного!), нарядных одежд, яркого света. Если позволяет время и финансовые возможности, на следующий день или через несколько дней после свадьбы устраивают нечто вроде вечеринки для тех, кто по какой-то причине не смог побывать на свадьбе, или для сослуживцев. От молодоженов требуется немалая выдержка – после изматывающих многочасовых свадебных церемоний отсидеть еще вечер на роскошных креслах, принимая подарки и поздравления. Тем не менее, они с честью справляются с этой задачей, чтобы потом отбыть на медовый месяц (еще одна европейская традиция!). Наиболее популярные в Индии места для его проведения - Джайпур (штат Раджастхан) и горный курорт Симла. Как прекрасные мраморные дворцы, так и восхитительные горные пейзажи пробуждают романтическое настроение. К тому же медовый месяц помогает молодым лучше узнать друг друга – ведь впереди целая жизнь…

Текст: Юлия БЕЩУК

   Поделитесь с друзьями

 

 

Copyright © 2016 Sergey Loza. All Rights Reserved.