Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Индия в 3D

Погружение в стерео пространство

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Тадж-Махал – памятник любви и верности

Наверное, нет человека, который не слышал бы это название – Тадж-Махал. Даже тот, кто совсем немного знает об Индии, не раз видел изображение прекрасного здания из белого мрамора с круглым куполом. Это одна из наиболее известных мировых культурных ценностей, охраняемых ЮНЕСКО. Его, как и многие памятники  нового времени, называют «Восьмое чудо света». Туристы со всего света, попадая в Индию, стремятся увидеть Тадж-Махал, и на этом интересе выросла целая отрасль туристического бизнеса. Город Агра к юго-востоку от столицы страны Дели теперь называют не иначе, чем «Город Таджа», он входит в так называемый «Золотой треугольник» (Дели, Агра, Джайпур), в обязательном порядке включенный во все стандартные туристические маршруты.

О Тадж-Махале рассказано и написано, наверное, больше, чем о любом другом архитектурном памятнике Индии. Истина и легенды о нем переплетаются в столь причудливый узор, что не всегда возможно отличить их друг от друга. Но, наверное, так и должно быть – прекрасное творение человеческих рук становится не менее прекрасным в сопровождении легенд, передаваемых из уст в уста.

Исторические хроники, возникшие как жанр только во времена правления в Индии династии Великих Моголов, начиная с XVI века,  отразили эпизод, которому обязан своим созданием Тадж Махал. Император Шах Джахан, внук Акбара Великого, встретил Арзуманд Бано на базаре, где для своего развлечения придворные красавицы могли продавать и покупать ткани и украшения. Девушка, продававшая стеклянные бусы, так очаровала юного императора, что он купил у нее их по цене алмазов. Вскоре Арзуманд Бано стала женой Шах Джахана. Она отличалась не только редкой красотой, но и незаурядным умом.

Произошло то, что совершенно не могло произойти в средневековом мусульманском обществе – правитель принимал важные для государства решения только после совета с женой. Но никто не мог упрекнуть его в этом, ибо Мумтаз Махал – так стали называть Арзуманд Бано после свадьбы – всегда давала мудрые и своевременные советы. Она родила Шах Джахану четырнадцать детей, и последние роды стали роковыми. Это случилось во время одного из походов, в которых Мумтаз всегда сопровождала императора, и даже на коне скакала верхом по-мужски. Спасти ее не удалось, и горе Шах-Джахана было столь велико, что он забросил все государственные дела и предался скорби. Но вскоре скорбь уступила место идее – создать в память любимой жены такое творение, при взгляде на которое вспоминалась бы ее неземная красота.

Строительство Тадж-Махала началось в 1631 году, спустя несколько месяцев после кончины Мумтаз. Местом для мавзолея был выбран берег Джамны. Некоторые легенды гласят, что Шах-Джахан сам спроектировал здание, другие утверждают, что купол его был создан неким итальянским архитектором. Эта версия не лишена оснований, ибо к тому времени у Индии сложились весьма прочные торговые связи со странами Европы. Все же большинство источников приписывает окончательный проект и создание мавзолея наиболее известному архитектору того времени Ахмаду Лахори. Строительство длилось около 22 лет.

Сам Шах Джахан завещал похоронить его здесь же, рядом с любимой женой, и впоследствии его воля была исполнена.С одной стороны Тадж-Махал высится над Джамной, со стороны города к его комплексу ведут ворота из традиционного для Северной и Центральной Индии строительного материала – красного песчаника. Перед мавзолеем разбит парк с кипарисами и мраморными фонтанами. К сожалению, система подачи воды в фонтаны прямо из Джамны сейчас не функционирует. Традиция создавать при гробницах правителей парки восходит ко временам второго из Великих Моголов, Хумаюна, мавзолей которого в Дели окружен парком, разбитым якобы по планам самого императора. Парк у Тадж-Махала уступает по размерам парку Хумаюна, но очаровывает посетителей своим гармоничным планом, тенистыми аллеями и мраморными скамейками. Впрочем, сидеть не возбраняется и прямо на траве. К слову сказать, практически нигде в Индии вы не увидите надписи типа «По газонам не ходить!». На траве можно сидеть, лежать, не рекомендуется только разбрасывать мусор.

Пройдя через ворота, полюбовавшись парком и фонтанами, вы подходите все ближе к беломраморному мавзолею, который словно бы сам плывет вам навстречу. Его здание представляет собой вершину гармоничного соединения индуистских и мусульманских архитектурных традиций. Мавзолей построен на постаменте, его окружают четыре минарета.  Около постамента – камеры хранения для вашей обуви – в Тадж-Махал, как и в любое из священных для индийца мест, можно войти только босиком или в носках. За несколько рупий вы оставляете свои ботинки или туфли, получив взамен номерок. Но многие индийцы оставляют обувь прямо под ближайшим кустом, не боясь, что с ней что-то случится.

Здание Тадж-Махала построено из кирпича и облицовано лучшими сортами белого мрамора с инкрустацией из полудрагоценных и драгоценных камней. Традиции ислама предписывают не изображать людей и животных, и, несмотря на возникновение и процветание в Индии различных школ живописи, при строительстве Тадж-Махала были использованы лишь традиционные растительные орнаменты. Причудливо переплетенные цветы и листья образуют прекрасные узоры на полу и стенах здания изнутри и снаружи.  Для них привозили камни не только из Индии, но и из далеких краев, даже из России – листья в этих орнаментах изготовлены из уральского малахита.

Чтобы подняться к Тадж-Махалу, предстоит преодолеть довольно крутую и скользкую, хотя и невысокую мраморную лестницу. И вот вы стоите перед ожившим воплощением своей мечты – его можно обойти со всех сторон, потрогать мраморные облицовки, посидеть в глубоких нишах, а можно сразу войти внутрь. Там, обнесенные ажурной мраморной решеткой, гробницы Мумтаз Махал и Шах Джахана, но это всего лишь их точные копии. Сами захоронения – в подвальном этаже, и попасть туда могут только мусульмане, к тому же доказавшие свое родство с императорской династией. Однако, любой мусульманин может заказать заупокойную молитву душам императора и его супруги, а присутствовать на ней могут все, кто находится в этот момент в мавзолее. Получив оплату, мулла рассыпает на верхних надгробиях лепестки цветов, зажигает свечи, и вверх, к сводам купола, несется его пение, причудливое эхо разносит его далеко-далеко…  

© Юлия Бещук    

   Поделитесь с друзьями

 

 

Copyright © 2016 Sergey Loza. All Rights Reserved.